Упражнение «Фонематические представления»
Инструкция: «Необходимо придумать слово на определенный звук». Сначала предлагаются звуки сохранные в произношении, затем нарушенные. Например, «Придумай слово со звуком М ...», «... слово со звуком Д», «... слово со звуком К», «Придумай слово со звуком Ш», «...со звуком Р» и т.д.
Можно специально оговорить место звука в слове, например, «Придумай слово со звуком С в начале слова», «...со звуком Р в конце слова» и т.д
Игра «Заколдованное слово»
Цель: игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «дом» – «д,о,м»……
Упражнение «Цепочка слов»
Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.
Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.
Упражнение «Назови первый звук в слове»
Возраст: средний дошкольный.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.
Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).
Упражнение «Подумай, не торопись»
Возраст: средний дошкольный.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш...)
- Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос...)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино...)