"Надежда"
            Добро пожаловать!

Упражнение «Фонематические представления»

Инструкция: «Необходимо придумать слово на определенный звук». Сначала предлагаются звуки сохранные в произношении, затем нарушенные. Например, «Придумай слово со звуком М ...», «... слово со звуком Д», «... слово со звуком К», «Придумай слово со звуком Ш», «...со звуком Р» и т.д.

Можно специально оговорить место звука в слове, например, «Придумай слово со звуком С в начале слова», «...со звуком Р в конце слова» и т.д

Игра «Заколдованное слово»

Цель: игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «дом» – «д,о,м»……

Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

Упражнение «Назови первый звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

Упражнение «Подумай, не торопись»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш...)
  • Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос...)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино...)