"Надежда"
            Добро пожаловать!

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Р и Р’.

Комплекс артикуляционных упражнений  для звуков Р и Р’.

Лягушка.
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

Слоник.
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

Бегемотики.

Описание.Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Чистим зубки.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 

Вкусное варенье.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

 

Маляр.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

 

Лошадка.

 Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 3.  Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

Грибок.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

Методические указания.

 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

 

Гармошка. 
Описание.  Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. 
Методические указания.
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 

 

Индюк.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
 Методические указания.1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 

Дятел.
Описание.   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Методические указания.

1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 

Загнать мяч в ворота.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.