"Надежда"
            Добро пожаловать!

Логопед

Упражнение «Фонематические представления»

Инструкция: «Необходимо придумать слово на определенный звук». Сначала предлагаются звуки сохранные в произношении, затем нарушенные. Например, «Придумай слово со звуком М ...», «... слово со звуком Д», «... слово со звуком К», «Придумай слово со звуком Ш», «...со звуком Р» и т.д.

Можно специально оговорить место звука в слове, например, «Придумай слово со звуком С в начале слова», «...со звуком Р в конце слова» и т.д

Игра «Заколдованное слово»

Цель: игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «дом» – «д,о,м»……

Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

Упражнение «Назови первый звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

Упражнение «Подумай, не торопись»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш...)
  • Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос...)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино...)

Советы логопеда для родителей

  • развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
  • каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма.
  • занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [С].

Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [С].Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [С].Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [С].Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [С].

Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука [Л].

Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука  Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука  Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука  Артикуляционная гимнастика в картинках для постановки звука